Электронные аукционы: отличия, преимущества электронных аукционов

Привычное нам название «электронный аукцион» - это сокращенное обозначение открытого аукциона в электронной форме (ОАЭФ). Данное мероприятие представляет собой аукцион в электронной форме по 44-ФЗ, который проводится исключительно на сайтах торговых площадок в глобальной сети, которые прошли аккредитацию в Министерстве экономического развития Российской Федерации. Порядок проведения электронного аукциона регулируется главой соответствующего закона (№ 94-ФЗ), а также дополнительными постановлениями правительства.

Информация относительно условий и времени проведения аукциона размещается на Официальном сайте РФ для размещения информации о госзаказах, а итоги аукциона — на специальных электронных площадках, где «играются» и сами электронные аукционы по 44-ФЗ.

Постановление Правительства страны от 1 июля 2010 года обязало федеральных государственных заказчиков, а постановление от 1 января 2011 года - заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков проводить открытые аукционы в электронном виде. Условия, в которых проводятся аукционы, призваны создать полную анонимность участников, благодаря чему создается равная конкуренция, а также по максимуму исключается возникновение коррупционной деятельности.

Электронные торговые площадки

Решением МЭР РФ от 1 января 2010 года определены электронные торговые площадки, на которых размещаются государственные заказы. Они принадлежат:

  • обществу с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»;
  • закрытому акционерному обществу «Сбербанк-АСТ»;
  • открытому акционерному обществу «Единая электронная торговая площадка»;
  • закрытому акционерному обществу «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • государственному унитарному предприятию «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

Электронные аукционы отличаются от всех остальных видов торгов тем, что:

  • подача документов во всех торгах выполняется единожды, на бумажном носителе, а электронные торги требуют многократной подачи ценовых предложений, причем исключительно в электронном виде;
  • для того, чтобы поучаствовать в этом виде торгов, достаточно один раз оформить и подать на электронную торговую площадку всю необходимую документацию, причем перечень ее невелик, а вот для участия в остальных видах торгов документы придется готовить специально для каждой котировки и тем более — для конкурса;
  • обязательства заказчика, выраженные в форме заявки, а затем — контракта, закрепляются с помощью электронной подписи, а при запросе котировок – вообще отсутствуют.

Преимущества электронных аукционов:

  • экономное использование бюджетных ресурсов для организации и проведения процедуры;
  • снижение возможности возникновения коррупционных действий;
  • организация доступа к государственным заказам не только больших, но средних и даже малых предприятий, тем самым производится расширение рынков сбыта последних как для услуг, так и для товара, который они производят;
  • довольно сжатые сроки проведения процедуры аукциона;
  • прозрачность всей процедуры от начала и до конца;
  • организация здоровой конкурентной борьбы;
  • участвовать в торгах можно не приезжая в другой город, а сидя за компьютером в своем офисе;
  • высочайшая степень защиты, исключающая мошеннические действия;
  • все документы, относящиеся к проводимой таким образом закупке доступны в любое время в электронном виде.