Электронные аукционы напомнят нам о девяностых?

Игорь Артемьев, руководитель ФАС, еще за месяц до того, как начал действовать закон о контрактной системе, успел раскритиковать его. Речь шла о том, что нельзя размещать на конкурсах строительные контракты. Это вернет уже регулируемый механизм закупок в начало 90-х. Контрактная система - это прежде всего отказ от разного рода электронных аукционов. Таким был вердикт Артемьева на недавнем заседании правительства РФ. Это приведет к снижению конкуренции, получить государственный подряд небольшим предприятиям будет очень тяжело.

Сегодня электронные аукционы - это основной способ, который используется при размещении госзаказа. За неполный 2013 год через эту процедуру совершалось более 63 % государственных закупок. Абсолютно всем претендентам приходится соревноваться лишь по лучшей цене контракта. Многие крупные фирмы и компании просто демпингуют, а в итоге контракты достаются подрядчикам, которые не готовы технически их выполнять, раскритиковал систему Алексей Улюкаев. Очень часто тендеры по дорогим строительным проектам признают несостоявшимися, а контракт заключают с единственным поставщиком. В начале ноября правительство РФ утвердило новый список услуг и товаров, которые необходимо закупать на электронных аукционах. Из списка была исключена пара позиций, продолжает Улюкаев. Это монтажно-строительные работы и медицинское высокотехнологическое оборудование. Начиная с 2014 года их нужно будет приобретать на конкурсах и таким образом заказчик будет иметь возможность выдвигать свои квалификационные требования ко всем исполнителям.

 

Электронные аукционы обязательны не для всех

Строительные работы - это самая крупная расходная статья государственных закупок. Электронные аукционы станут обязательными только для строек, которые будут иметь бюджет меньше 150 миллионов рублей, а для строек муниципальных заказчиков эта сумма будет равна 50 миллионам рублей.

Детский садик, к примеру, стоит более 150 миллионов рублей. Для Минтранса, Минобороны или других федеральных ведомств это ничто. ФАС предложила поднять для всех подобных структур планку до 3 миллиардов рублей. Однако, ни премьер России Дмитрий Медведев, ни его заместитель Игорь Шувалов такое предложение не поддержали.

Если приподнять планку, к примеру, до 3 миллиардов рублей, то эффекта от возвращения стройки на федеральные конкурсы не будет абсолютно никакого, утверждает Анна Золотарева, один из руководителей Института Гайдара. Электронные аукционы для опасных и сложных объектов (к примеру, мостов) и так уже не проводятся, напоминает Артемьев. Для подобных работ предусмотрены исключения в действующих законах об государственных закупках.

На электронных аукционах зачастую побеждают никому неизвестные компании с липовыми банковскими гарантиями. Они не готовы и тем более не способны исполнять контрактные обязательства. А предусматривать все квалификационные требования ко всем исполнителям очень трудно. Главным недостатком конкурсных систем является субъективность критериев, которая позволяет сформулировать заказ под определенного поставщика.